Характеристика профессиональной деятельности

Характеристика профессиональной деятельности.

Ф.И.О.: Лаврова (Штырлова) Татьяна Валерьевна

Место работы: МАДОУ детский сад № 85 города Тюмени

Должность: педагог-психолог

Дата рождения: 23.05.1974 г.

Образование: Магистр – Специального (дефектологического) образования, 2015г. Московский государственный педагогический университет, высшее, 2006г..

Стаж: общий – 26 лет, педагогический — 24 года, педагог-психолог – 18 лет, дефектолога – 2 года, муниципальный – 1,5 года

Квалификационная категория: не подтверждённая

Личные качества: целеустремленность и саморазвитие, коммуникабельность и тактичность, творчество и находчивость, оптимизм и эмпатия, ответственность и уравновешенность, уверенность и сила воли, сдержанность и мудрость.

Профессиональные интересы: мониторинги, общая психокоррекция, инновационные технологии, тренинги личностного роста, люблю практикумы.

Профессиональные умения:

Проведение мониторингов и прикладных диагностик, семинары и практикумы в профилактической деятельности с применением психологических игр, упражнений, психотехник, применение общей психокоррекции (сказкотерапия, арт-терапия). Проведение индивидуальных и групповых консультирований с психотерапевтическим действием; разработка коррекционных, развивающих программ, проектов, профильное и предпрофильное обучение, профориентация, тренинги (особенно на управление временем, тайм — менеджмент), медиация и волонтёрство, тьютерство и преемственность.

Курсы повышения квалификации:

  • Удостоверение о повышении квалификации «Эффективные способы влияния на поведение детей. Решение проблем детской дисциплины» Сургутский ГПУ, 2012г., 72 час.;
  • Удостоверение о повышении квалификации «Управление процессом введения ФГОС ООО в школах ХМАО-Югры» АУ ДПО ХМАО-Югры «ИРО» 2013г.72 час.;
  • Удостоверение о повышении квалификации «Интегрированное и инклюзивное образование лиц с ОВЗ» АУ ДПО ХМАО-Югры «ИРО» 2013г.72 час.;
  • Удостоверение о повышении квалификации «Технологии медиации в процессе досудебного сопровождения несовершеннолетнего» ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет» с 08.06.16г по 10.06.16г., 36 час.
  • Удостоверение о повышении квалификации «Учитель-дефектолог: Система работы при обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями» Столичный учебный центр, г. Москва, с 13.03.19г. по 28.05.19г., 108 часов
  • Удостоверение о повышении квалификации «Методика и технология обучения детей с РАС» ГАОУ ДПО «ТОГИРРО», г. Тюмень, август, 2019 г.;

Семинары: 

  • «Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся в условиях ФГОС» Нижневартовский ГГУ, 2012г.;
  • «Социально-психологические технологии профилактической деятельности в работе с несовершеннолетними специалистов социальной сферы и субъектов профилактики» ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет» 2012г.;
  • «Технологии формирования универсальных учебных действий у обучающихся в учебной и внеучебной деятельности» Нижневартовский ГГУ 2013г.;
  • «Пути решения проблемы самовольных уходов детей из семьи» Нижневартовский ГГУ 2013г.;
  • «Методика и технология обучения детей с РАС» ГАОУ ДПО «ТОГИРРО», г. Тюмень, август, 2019 г.;

Разработка и реализация программ и проектов на региональном уровне 

  • «Практическое руководство для педагогов-психологов и учителей-предметников  основной школы «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 

по ФГОС ООО»;

  • «Практическое руководство для педагогов-психологов и учителей-предметников  начальной школы «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 

по ФГОС НОО»

  • Руководитель проекта «Сопровождение одарённых детей Кондинского района»
  • Программа профилактики суицидального поведения подростков 11-17 лет «Ценность жизни», в приложении рекомендации для родителей;

на муниципальном уровне:

  • «Программа сопровождения старшеклассников в рамках профильного и предпрофидьного обучения»;
  • Программа подготовки выпускников школы к сдаче экзаменов ГИА и ОГЭ;
  • Программа психолого-педагогического сопровождения класса» (совместно с г. Омск, мониторинг Дмитрий Шаевич Матрос)
  • Руководитель Проекта концепции федеральных государственных стандартов, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (письмо от 11 октября 2013 г. № 2880) «Сопровождение детей с ОВЗ»
  •  «Программа валеологического здоровья педагогов и учащихся»
  • На муниципальном уровне руководитель программы «Сопровождение муниципальных служащих в администрации Кондинского района» в форме аппаратной учёбы;
  • «Адаптация первых классов к школьному обучению по ФГОС НОО»;
  • «Адаптация пятых классов в среднем звене по ФГОС ООО»;
  • Программа сопровождения дошкольников «Субботняя школа»;
  • «Психологическое сопровождение, обучающихся по основной общеобразовательной программе для лиц с задержкой психического развития»;
  • «Психологическое сопровождение, обучающихся по основной общеобразовательной программе для лиц с умственной отсталостью»;
  • «Психологическое сопровождение детей «группы риска» (находящихся на ВШК, КДН)»;
  • Программа профилактики психоактивных веществ «Навыки жизни»;
  • Сопровождение проектов к программе «Развитие, открытость, доступность» МБОУ МСОШ на 2015-19гг. (одарённость, преемственность, педагогическое выгорание и др.)

В 1991 г. закончила школу, была мечта, стать музыкальным руководителем и закончить музыкальную школу. Задуманное осуществила и в 1993 г. получила диплом об окончании Ирбитского педагогического училища, по специальности «Воспитание в дошкольных учреждениях», дополнительно получила удостоверение с присвоением квалификации «Музыкальный руководитель» и закончила музыкальную вечернюю школу по классу фортепиано, мечта осуществилась в полной мере, когда вышла на работу в детский сад п. Карабашка, Тавдинский район, Свердловской области. Надо двигаться дальше, переехала в п. Междуреченский, Кондинского района, ХМАО-Югры, устроилась воспитателем в детский сад «Сказка», осуществляя свою деятельность с 13.11.1997г. по 20.03.2006г.. Много было достижений в педагогической деятельности, аттестация, открытые занятия, семинары. В это же время в 2001г. поступила учиться на педагога-психолога и окончила в 2005 г.. Начало сбываться моё предназначение «помощь людям», с детства был девиз «делай одно доброе дело в день для людей», закрутилось, завертелось и понеслось. 

Свой профессиональный путь педагога-психолога я начала с момента поступления на учёбу и больше я с него не отступаю. С марта 2006г. переводом пришла на работу в МБОУ Междуреченская СОШ, в качестве педагога-психолога. Специфика работы школьного психолога состоит в том, что он должен владеть всем и всеми, знать всё и возможное и невозможное. Пришлось разрабатывать нормативно-правовые документы и документы психологической службы в школе, без утверждённой законодательной базы, учить и овладевать различными технологиями, в том числе и психолого-педагогическими, методами и приемами, уметь их комбинировать и модифицировать. 

Начала с цели и задач, программы, опираясь на следующие направления в работе

1. Диагностика;

2. Развивающая и коррекционная работа;

3. Психологическая профилактика; 

4. Консультирование;

5. Просвещение.

Дополнительно добавились общешкольные направления:

  1. Адаптация;
  2. Предпрофильное и профильное обучение;
  3. Подготовка к экзаменам;
  4. Сопровождение одарённых;
  5. Дети группы «риска»
  6. Преемственность;
  7. Подготовка к школе;
  8. Сопровождение детей с суицидальным риском;
  9. С 2011г -2013г. апробация программ ФГОС НОО и ООО, ФГОС ОВЗ, в дальнейшем их реализация;

И многое другое… 

Не это главное – главное любить своё дело!

Но больше всего мне нравилось психопрофилактика и развитие, практическая деятельность и полученные результаты всегда меня радовали, была положительная динамика. Использовала игровые технологии, практические методы, тренинги, волонтёрство и служба «Доверия» (помощники психолога).

Особое внимание я уделяю и коррекционно-развивающей работе, используя в ней следующие технологии: арт-терапия, сказкотерапия (особенно с детьми ОВЗ) игровые и информационные технологии. Целью программ коррекционной работы заключается в определении комплексной системы психолого-медико-педагогической и социальной помощи обучающимся с ОВЗ для успешного освоения основной образовательной программы на основе компенсации первичных нарушений и отклонений в развитии, активизации ресурсов социально-психологической адаптации личности ребенка.   

Психологические игры и упражнения, включающие элементы психогимнастики и психотехники являются незаменимыми в моей работе. Данные упражнения способствуют активизации мыслительной деятельности, развивают коммуникации и доставляют участникам положительные эмоции и удовольствие от работы.

В моей жизни и деятельности — игра значит очень многое, ещё В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра — это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Игры занимают важное место среди современных психолого-педагогических технологий. Игра как метод ещё и не начинала быть в той степени развитости, в которой она будет значить для нового поколения людей и лидеров. 

В деятельности психолога с помощью игровых технологий решается следующий спектр задач: психокоррекции, психопрофилактики, развития и гармонизации личности ребенка, способствует улучшению психологического климата в семьях и малых группах. Роль игр в образовании и психологии чрезвычайно важна. В педагогике они являются неотъемлемой составляющей развивающего обучения, которое основывается на развитии активности, инициативы, самостоятельности учащихся. В психологии данные технологии развивают познавательную, социальную, профессиональную активность учащихся. Они эффективны в работе с детьми всех возрастных категорий и с взрослыми людьми (учителями, родителями).

Данные технологии используются и в работе по адаптации учащихся первого и пятого класса (ФГОС НОО и ООО) (посещение уроков, тестирование учеников и их родителей, беседы-консультации с учителями, родителями, выявление и коррекционная работа по предупреждению дезадаптации). 

Разработка профилактической программы играет немаловажную роль в моей работе. Профилактическая работа заключается: 

  • Предупреждение эмоционального выгорания педагогов;
  • Участие в психологических классных часах и педагогических часах;
  • Выступление на семинарах-практикумы;
  • Организация «Школы для родителей» (лектории)»
  • Совместное взаимодействие, деловые игры на родительских собраниях;
  • Профилактика отклонений в поведении детей через обучение методам саморегуляции.
  • Создание экологически комфортной здоровьесберегающей среды, психолого-педагогической здоровьесберегающей технологии сопровождения, учащихся в образовательном процессе школы.

И многое другое…

Консультативное направление и диагностическое направление педагога-психолога очень тесно перекликаются именно на начальном этапе работы с детьми, либо взрослыми, так как собрать первоначальные сведения и грамотно разобраться в сложившихся обстоятельствах важно для осуществления дальнейшего пути коррекции профилактики или развития. Для меня в работе это два главных направления деятельности. 

Считаю, что без правильно организованной  организационно-методической деятельности деятельности будет снижен результат выполнения программы деятельности психолога за год. Поэтому проанализировала опыт за последний год моей деятельности в ОУ и получила следующее:

Организационно-педагогическая деятельность осуществлялась по следующим направлениям:

  • Выявление эффективности разработанных развивающих, коррекционных и просветительских программ: 

а) анализ и систематизация материалов;

б) совершенствование программ для групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы; 

  • Обработка и анализ результатов диагностики, подготовка рекомендаций для учащихся, педагогов и родителей в направлении деятельности по адаптации учащихся
  • Анализ динамики и эффективности работы по направлениям «Сопровождение ФГОС НОО и ФГОС ООО».
  • Анализ литературы по проблемам развития и воспитания личности ребёнка в социально-бытовых условиях
  • Оформление документации педагога-психолога
  • Участие в конференциях, семинарах, курсовая подготовка в целях самообразования: 
  • Выступление на заседаниях ПМПк ОУ по темам: «Адаптация учащихся 1, 5,10 классов», «Мониторинг динамики развития детей, состоящих на учете в районной ПМПК», 
  • посещение тематической лекции для специалистов системы профилактики безнадзорности и правонарушений;
  • выступление на районных МО педагогов-психологов по теме «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся по ФГОС», «Особенности биоритмического цикла на развитие и состояние подростка», 
  • участие в районных  семинарах 
  • выступление на семинаре по преемственности ДОУ-школа по теме «Особенности готовности первоклассников к обучению в школе» 
  • Открытые психологические занятия показаны всеми педагогами-психологами.
  • Экспертная работа осуществлялась через приглашение в членство жюри конкурсов и комиссий таких как: 
  • Проведение служебного расследование в составе члена комиссии в Мулымской СОШ;
  • Оценка конкурсных работ среди психологов района. Эссе на тему: «Я и моя профессия»;
  • Заседание рабочей группы по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • Сопровождение участников конкурса «Учитель года»;
  • Наставничество студентов-практикантов по психологии во время прохождения учебной практики в МБОУМСОШ;
  • Сопровождение участников районной научно-практической конференции «Шаг в будущее»;
  • Членство в жюри  VII районной экологической конференции «Спасти и сохранить»;
  • Членство в районном  конкурсе рисунков и плакатов «Молодежь XXI века без наркотиков».
  • Эксперт в экспериментальной предметной неделе обучения третьеклассников.
  • посещение окружных вебинаров: «Толерантность», «Интегрированное обучение»
  • выступление на заседании круглого стола «Совершенствование системы межведомственного взаимодействия в решении вопросов профилактики суицидального поведения несовершеннолетних»
  • участие в окружной видеоконференции по добровольному наркотестированию подростков
  • выступление на общешкольном собрании среди родителей учащихся 9-11 классов по теме: «Выбор профессии это серьёзно»
  • розданы памятки родителям «Как помочь в выборе профессии своему чаду», «Как помочь своему ребёнку во время и накануне ЕГЭ, ГИА»
  • предоставлена информация на сайт школы по одарённости и профильности обучения.
  • выступление на РМО психологов с темой «Одарённый ребёнок. Удача или проблема»
  • проведение на районном семинаре по ЕГЭ и ГИА групповой консультации с учащимися 9, 11-х классов по теме «Волнуйтесь спокойно у Вас экзамены».
  • проведение районного родительского собрания по теме: «Влияние стилей родительского поведения на развитие ребёнка»

Моя деятельность в образовательном учреждении осуществлялась в рамках деятельности Центра укрепления и содействия здоровью (ЦСУЗ), где работая в тесной взаимосвязи со специалистами (социальный педагог, логопеды, медицинские работники, учителя физкультуры) получали хороший результат и доказали эффективность работы программы «Здоровый ребёнок» (результаты деятельности в рамках Центра здоровья за последние года деятельности как педагога-психолога в образовательном учреждении в приложении 1)

В апреле 2017г. я продолжила свою профессиональную деятельность в Администрации Кондинского района в качестве «специалиста по персоналу» с выполнением обязанностей: 

Проведение социально-психологического изучения личности кандидатов, вновь поступающих на работу, мероприятия по адаптации молодых специалистов. 

Осуществление психологического сопровождения работы с кадровым резервом. 

Исследование социально-психологического климата в коллективе                   и проведение мероприятий, способствующие улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека.

Подготовка рекомендаций по совершенствованию совместной, коллективной деятельности специалистов, осуществлялась психологическая профилактика конфликтных ситуаций среди личного состава, оказывалась психологическая помощь сотрудникам. 

Консультирование работников по социально-психологическим проблемам, осуществление индивидуального психологического консультирования сотрудников по обращению и вопросам, касающимся профессиональной деятельности и индивидуального развития.

Проведение индивидуальных и групповых исследований работников, индивидуальных качеств личности, профессиональных  интересов и склонностей, мониторинг трудовых мотивов и степень удовлетворенности своей деятельностью, анализирование психофизиологических состояний сотрудников.

Разрабатывание психологических характеристик служащих, подготовка рекомендаций относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека его работоспособности  и темпа деятельности, с учетом перспективы развития его профессиональных способностей.

Проведение эффективных мероприятий по психопрофилактики синдрома профессионального выгорания и восстановлению нервно-психического потенциала работников.

Оказание помощи специалистам управления кадровой политики в проведении семинаров, круглых столов, аппаратных учёб, по направлению деятельности управления, ответственность за подготовку и проведение конкурса «Лучший муниципальный служащий Кондинского района». 

Вся деятельность принесла огромный профессиональный опыт, было интересно, перспективно, потребовалось проявления многих качеств личности. 

Но моя деятельность в администрации прекратилась в связи с запросом образовательного учреждения для перевода в образовательное учреждение, школа корпус 1 и 2, с осуществлением деятельности учителя-дефектолога. Полученное образование в 2015 г. по магистерской программе специального (дефектологического) образования подтвердилось в практической деятельности. В июне прошлого года я уволилась в связи с переездом в г. Тюмень.

Жизнь и профессиональная деятельность продолжается в МАДОУ детский сад № 85 г. Тюмени в качестве педагога-психолога с сентября и по данный момент. 

Эссе (выдержка из личного эссе).

Мне нравится работать с разными людьми, разного возраста, со своей индивидуальностью, уникальностью, со своими только им присущими чертами и качествами личности. Я люблю свою профессию. Но одной любви не достаточно. Так как работа психолога очень скрупулёзная, широкого спектра: с детьми, с родителями, с педагогами и есть большое желание помочь обращающимся людям уменьшить количество их проблем, необходимо постоянное саморазвитие, необходимо продолжать психологическое самообразование. Я желаю всем дошкольным, школьным и просто психологам, чтобы на вопрос «Легко ли быть психологом?», они отвечали: «Легко и очень интересно!» 

В последнее время, уж так получается, я часто задаю себе вопросы о собственном пути развития; пытаюсь поделиться тем, что наполняет мою душу; расставляю приоритеты между работой и семьей; иногда просто теряюсь…  А потом вдруг все становится простым и ясным…

На данный момент моего жизненного пути профессия педагога-психолога — способ самовыражения. Это занятие, которое приносит чувство собственной значимости и удовлетворенности от выполненной работы. Профессия, через которую я осуществляю свою миссию и предназначение, профессия, которая, позволила изменить взгляд на многие события моей собственной жизни и осуществить самотерапию. Это профессия, которая дает мне силы для преодоления жизненных трудностей. Профессия, которая позволяет мне быть рядом с теми, кого я люблю. Профессия, которая позволила мне мои недостатки, как я думала раньше, превратить в достоинства, и значимые профессиональные качества. 

Занимаясь с детьми, я стараюсь учить их добру, уважению друг к другу, честности… Люблю детей, в каждом стараюсь видеть ЛИЧНОСТЬ. 

Нам вверены детские души! Именно им мы помогаем найти своё место в этом огромном взрослом мире! У ребёнка всё ещё только начинается, пусть его «прекрасное далеко» никогда не будет жестоким! 

Моё главное жизненное кредо: Думай по-другому!

Мое главное психологическое кредо: Легко и очень интересно!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анализ работы за последний года деятельности в ОУ

В рамках деятельности «Центра здоровья» психологической службой школы за последнии  года активно проводилась работа по сохранению психического здоровья школьников. Работа ведется ежегодно по следующим направлениям: психологическая диагностика, психологическое консультирование, развивающая и коррекционная работа, организационно – методическая работа.

Диагностика проводилась в двух формах: групповая и индивидуальная. 

Основные цели отслеживания психолого-педагогического статуса школьника: выявление индивидуально-личностных особенностей и определение актуального уровня развития.

Приоритетные направления работы оставались прежними и добавились за последние года

  • формирование универсальных учебных действий учащихся 1,2,3,5,6 классов

В работе над данной темой применялись следующие методы и средства:

  • индивидуальное и групповое консультирование учащихся, учителей-предметников, классных руководителей, родителей и администрации школы
  • коррекционно-развивающие занятия с учащимися
  • индивидуальная и групповая диагностика
  • лекционные занятия для родителей с элементами тренинга 
  • практические занятия для родителей в рамках школы для родителей по теме «Эффективные способы влияния на поведение детей» 

Процесс консультирования проходил в два этапа: а) первичное консультирование – во время которого собираются основные данные и уточняется запрос; б) повторное консультирование – для получения более объективной информации с помощью диагностических методов, определение плана дальнейшей работы по проблеме; кроме того, родителям давались рекомендации по особенностям взаимодействия с ребенком и способам преодоления трудностей. Повторные консультации в некоторых случаях не ограничивались отдельным приемом, а носили системный характер, в этом случае во время беседы обсуждалась динамика работы с ребенком и уточнялись рекомендации, при необходимости привлекались специалисты специальных структур посёлка (районная ПМПК, районная МУЗ ЦРБ, районная КДН).

В предыдущие года основной контингент были дети подросткового возраста, но с каждым годом расширяются возрастные рамки, начиная с 7-ми летнего возраста. Большинство запросов связаны с проблемами межличностного общения так же остались и поднялось число запросов в коррекции эмоционально-волевой сферы (агрессивности, тревожности детей). 

В целом все запросы можно разделить на:

  1. трудности в общении со сверстниками в основном контингент подросткого возрата
  2. эмоционально-поведенческие трудности (агрессивность, тревожность, демонстративность и т.п.) у детей начиная с младшего школьного возраста
  3. проблемы в детско-родительских отношениях встречаются в обращениях по всем возрастам развития ребёнка в период обучения
  4. трудности обучения в основном по запрасам педагогов 
  5. консультации по результатам индивидуальной и групповой диагностики всегда являлась приоритетным направлением консультации и для  55 % педагогов.

Структура  процесса консультирования подразумевает решение  следующих задач:

  1. прояснение и уточнение запроса;
  2. сбор психологического анамнеза для установления возможных причин нарушений;
  3. диагностика нарушений;
  4. рекомендации учащимся, а также педагогам и родителям по возникающим вопросам;
  5. составление плана дальнейшей работы по запросу.

Диагностическое направление.

Диагностическая деятельность представлена как отдельный вид работы (с целью анализа развития познавательных способностей, анализа проблем личностного развития, дальнейшего формирования групп для коррекционно-развивающей деятельности), а так же как составляющая индивидуальных консультаций. В рамках проведения групповой и индивидуальной диагностики проводились следующие тестирования:

  1. Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» автор О.А. Орехова
  2. Диагностика эмоционального состояния учащихся (цветовой тест Люшера)

Для выявления сформированности УУД: Тест «Образец и правило», «22 задачи» А.Зак, коммуникативный тест Михельсона, методика «Я-символическое» Лонг, методика «Дерево», методика «Лесенка», теппинг-тест.

  1.  Диагностика уровня школьной тревожности Филлипса.
  2. Диагностика мотивации учебной деятельности Прихожан
  3. Изучение общей самооценки (Г.Н. Казанцева)
  4. «Тестирование детей 6-7 лет»,автор О.Н. Земцова
  5. «Исследование особенностей развития» М.М. Семаго
  6. Экспресс-диагностика отклоняющего поведения «СР-10»

Ряд эллектронных методик для выявления профессиональных предпочтений: студия «Эффектон».

Методики для индивидуального консультирования: «Акцентуации характера подростка по Шмишеку», «Чертова дюжина по Леонгарду», тест «Путешествие», тест «Моя семья», тест « Дом, дерево, человек», «Изучение преодоления жизненных проблем» Д. Амирхан, «Нарисуй свой характер»

А так же в процессе консультирования для определения проблемы и ее причин проводилась диагностика, в основном с использованием проективных методов, диагностической беседы и наблюдения. 

Для проведения психологической диагностики по запросам имелся достаточный набор диагностических методик на печатной основе, которые соответствовали предъявляемым требованиям и позволяли дифференцировать трудности и определять их причины. Что, в свою очередь, позволяло планировать дальнейшую развивающую и консультативную работу, а также давать рекомендации по преодолению трудностей.

Осуществлялась и внеплановая диагностика в основном индивидуальным методом и  по запросу учителей-предметников, классных руководителей, учащихся «группы риска», студентов-практикантов проходящих практику в МБОУМСОШ. Тестирование проводилось с использованием компьютерных тестов диска «Эффектон студио», что гораздо сокращает время на обработку и анализ полученных данных.

Коррекционно-развивающее направление

Цель данного направления работы  –  создание условий  для  коррекционно-развивающей поддержки всем нуждающимся учащимся через оказание услуг или направление к соответствующим специалистам.

В рамках данного направления педагоги-психологи школы  на основании собственных наблюдений, а также наблюдений классных руководителей, педагогов-предметников, социального педагога,  родителей,  а также на основании результатов диагностических мероприятий и запроса администрации выделили группы детей, нуждающихся в  коррекционной поддержке ( список групп и отчёт см. таблица1)

Таблица 1. Последний 2016-17 уч.г.

№ п/пГруппы сопровожденияЧисло обучающихся по четвертямЗа годКоличество занятий
1группа детей с признаками дезадаптации (1,5,10 классы)031082462
2группа детей с признаками суицидального поведения (мониторинг выявления, наблюдение педагогов, обращение родителей)568
29 (мониторинг)37125(из нихпервичных 29 по результату монитор.)
3группа детей с признаками отклоняющего поведения (группа социального «риска»)2925242630208
4коррекция детско-родительских отношений (дети из неблагополучных семей)1617161819134
5коррекционно-развивающие занятия с опекаемыми детьми (запрос опекунов или классного руководителя)2211624
6коррекционно-развивающие занятия с детьми состоящими на учёте в районной ПМПК7866666666156
7коррекционно-развивающие занятия с «неуспевающими» (по запросу администрации)

предпологаемые /по запросу администрации 51658498196
8группа учащихся с проблемами в поведении и обучении (по запросам классных руководителей и родителей)
начальное звено182412146834
среднее звено193216228942
старшее звено710622532
9групповая коррекция межличностных отношений в классах3 кл.4 кл.3 кл.2 кл.12 кл.41
10коррекционно-развивающая помощь старшеклассникам  в определении  их жизненных планов, в прояснении временной перспективы, в профессиональном и личностном самоопределении.

групповая6 гр.6 гр.135 учащ.204 зан./1 зан. в неделю

индивидуальная42256767

Всего охват обучающихся :



304577 (на три ставки)

Охват учащихся в группе:



399307 гр.( на три ставки)

В рамках нашей образовательной организации педагоги-психологи:

  • Мотивируют учащихся и их родителей на посещение  коррекционных мероприятий. 
  • Располагают  сведениями об учреждениях, организациях и специалистах, 

структурных подразделений посёлка оказывающих  специальные медицинские, психологические, психотерапевтические услуги. 

  • Формулируют систему мер для педагогов и классных руководителей с целью поддержки результатов коррекционной работы с учеником. 

За прошедший период проводилась групповая и индивидуальна развивающая работа с учащимися всех классов, направленная на развитие у них необходимых качеств для более успешной адаптации и преодоления трудностей в когнитивной, эмоционально-поведенческой и коммуникативной сферах. 

Возросло число индивидуальных занятий с неуспевающими учащимися, развивающих занятий с учащимися по профориентации.  По индивидуальным запросам от педагогов и родителей хочется сказать, что цифра не учитывалась в общую, т.к. это в основном дети которые уже были охвачены работой по другим направлениям данной деятельности. Основной контингент – учащиеся 1, 5,6,7,8 классов. В 9, 10,11 классах коррекционно-развивающая работа велась преимущественно в индивидуальном режиме. А так же в индивидуальном режиме осуществлялись занятия с детьми группы «риска», опекаемые и с признаками суицидального поведения. Индивидуальная работа проводилась и с учащимися , состоящими на учете в районной ПМПК . 

Основная тематика коррекционно-развивающих занятий:

  • коррекция эмоционального состояния
  • работа с агрессией
  • развитие коммуникативных навыков
  • социальная адаптация подростков
  • развитие ВПФ (высших психических функций)

Программы по которым проводились коррекционно-развивающие занятия для сопровождения адаптационного периода у учащихся 1,5,10 классов остались прежними:

  • «Ты да я, да мы с тобой» (за основу взята программа Н.П. Слободяник «Я учусь владеть собой», В. Пирогова «Коррекционно-развивающие занятия по снижению тревожности»)- адаптация учащихся 1 классов к школьному обучению 
  • «Познай себя» (за основу взята программа Н.П. Слободяник «Уроки общения для младших подростков» ) -адаптация учащихся 5 классов к обучению в среднем звене 
  • «Мы- старшеклассники» (за основу взята программа психолога МОУ СОШ № 24 г. Красноярска)-адаптация учащихся 10 классов к старшему звену

Добавились программы «Я в мире и мир во мне!» для развития эффективного взаимодействия подростков в социуме. 

Результаты адаптации учащихся 1,5,10 классов за 2016/17 уч.год

По результатам сравнительного анализа этапов адаптации отмечается положительная динамика во всех параллелях.

Сравнительный анализ адаптации учащихся 1,5,10 классов по годам

По результатам на диаграмме видна положительная динамика во всех параллелях, а также уровень адаптации 5-х и 10-х классов на протяжении 2-х лет одинаков.

По результатам сравнительного анализа мы видим, что адаптация учащихся 1 классов прошла успешно – 99% детей адаптировались к школьному обучению. Адаптация учащихся 5 и 10 классов стабильная, и составляет 95%.

Выявлены и обоснованно доказаны основные факторы, влияющие на качество обучения учащихся в пятом классе, а также они являются показателями благоприятной адаптации ребенка:

•     физическое, психическое и социальное здоровье детей;

•     умение устанавливать  контакт с учащимися, с учителем;

•    сформированности коммуникативных навыков которые соответствуют  адекватному поведению;

•     овладение навыками учебной деятельности в начальном звене обучения.

Причины не успешности, характерные именно для пятиклассника, это:

  • Физиологические изменения.
  • Неуверенность в себе.
  • Личные проблемы.
  • Отсутствие способностей.
  • Отсутствие интереса.

Причины дезадаптации у учащихся 10 классов:

  1. Устойчивая внешняя мотивация обучения 
  2. Нарушенияэ моционально-волевой и личностной сфер, прежде всего заниженная самооценка, недостаточная сформированность коммуникативных навыков и навыков самоконтроля.

С детьми, входящими в «группу риска» проводились индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по программе: «Социальная адаптация подростков» (за основу взята программа Г.П. Резапкина «Программа диагностики и развития мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сферы подростков) 

С детьми с ОВЗ проводились индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия по программе: «Развитие познавательных процессов у детей с диагнозом ЗПР» (автор-составитель Е.Р. Махмутова). По результатам мониторинга динамки развития у 24% учащихся наблюдается положительная динамика, что на 4% больше предыдущего года и  76% имеют волнообразную динамику.

Коррекционно-развивающую работу можно считать успешной, как по отзывам самих участников, так и по динамике, представленной в таблице.

Таблица 


Результаты коррекционно-развивающей работы 2016/17 уч.год
Начало годаКонец года
Адаптация учащихся 1 классовДезадаптация– 3чел./ 2 %Дезадаптация – 1%
Адаптация учащихся 5 классовДезадаптация -12 чел 8%.Дезадаптация -5 человек/ 3%
Адаптация учащихся 10 классовДезадаптация -16 человек/24%Дезадаптация – 3чел./5%
Работа с детьми «группы риска»На учете в сентябре в ОДН состояли- 13 чел. В КДН 12 на начало года. Динамика 4 реб.Остались состоять на учете 21, Допущены к экзаменам 17, 4-ро не допущены.
Работа с детьми с ОВЗСостояло но учете -78 человек.В конце года – 66 человек.По результатам мониторинга у 24% учащихся наблюдается положительная динамика в развитии ВПФ. У остальных динамика волнообразная.

Выводы. Проведенную групповую и индивидуальную коррекционно- развивающую работу с детьми в целом можно считать достаточно успешной. 

Психопрофилактические мероприятия

Данное направление деятельности реализовывалось в следующих формах:

1) Посещение уроков в 1,5,10 классах с целью психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в период адаптации. Наблюдение. Профилактика дезадаптации и формирование универсальных учебных действий. 

2) Выступления на родительских собраниях. 

Темы проведенных выступлений из года в год остаются актуальны: «Особенности адаптационного периода», «Возрастные особенности младших подростков», «Психологическая готовность к школьному обучению», «Сопровождение учащихся по ФГОС», «Возрастные индивидуальные особенности». По запросу родителей была освещена тема «Особенности здоровья первоклассников, физическая нагрузка»

В целом все выступления прошли успешно, были получены положительные отзывы от классных руководителей, родителей. Также стоит обратить внимание, что после родительских собраний увеличивается количество родительских обращений за консультационной помощью.

3) Просветительские беседы в процессе индивидуальных консультаций для педагогов по вопросам особенностей развития детей и взаимодействия с ними. Приоритетными задачами данного вида просветительской деятельности остаются: 

1) повышение психологической грамотности;

2) осознание педагогами своей роли в формировании и преодолении трудностей ребенка; 

3) побуждение взрослых к личностному росту и изменению форм взаимодействия с ребенком; 

4) мотивирование взрослых на более глубокую работу по преодолению трудностей.

В целом реализацию данного вида деятельности можно оценить как эффективную, т.к. педагоги смогли получить необходимую информацию и рекомендации по дальнейшей работе над проблемами.

5) Психологическое сопровождение детей «группы риска»: участие в Совете профилактики с целью психологической поддержки детей с трудностями в поведении и обучении и их родителям. Выезды в семьи детей «группы риска» для консультирования родителей и профилактики пропусков уроков и неуспеваемости.

6) Ежемесячно подготавливается информация на школьный сайт: «Рекомендации для родителей пятиклассников», «Рекомендации для родителей десятиклассников», «Рекомендации для родителей будущих первоклассников», «Стратегия неконфликтного общения с подростком», «Развиваем память», «Развитие мышления», «16 золотых правил общения с подростком». Подготовлены памятки «Рекомендации для родителей по выбору профессии детей», «Рекомендации для педагогов и учащихся по выработке уверенности в сдаче ЕГЭ».

7) Применяются разные формы взаимодействия с родителями. Эффективными являются СМИ (внутри школьные газеты с рекомендациями и консультациями)

8) Проводятся встречи с родителями в рамках школы для родителей по теме «Эффективные способы  влияния на поведение детей»

9) Проведены мероприятия в рамках просвещения и профилактики ЗОЖ среди разных возрастных категорий в форме психологических часов, классных часов.

10) Осуществляется профилактика употребления ПАВ, профилактика аддиктивного поведения в формах: практические упражнения с элементами тренинга, приём «вопрос-ответ» на основе дискуссий.

Психологической службой осуществлялась профилактическая деятельность в течение одного  года, было проведено: психологических часов – 448, классных часов – 28, профилактических занятий – индивидуально – 349, групповая форма — 51. 

Всего проведено – индивидуальных – 349, что на 35 больше чем в прошлом году, групповых – 527, на 5 мероприятий больше чем в предыдущем году.

Выводы. Реализацию психопрофилактической деятельности за текущий учебный год можно считать качественной. 

Совершенствование деятельности:

1.Через активные формы работы взаимодействия, инновационные формы.

Организационно-педагогическая деятельность осуществлялась по следующим направлениям:

  • Выявление эффективности разработанных развивающих, коррекционных и просветительских программ: 

а) анализ и систематизация материалов;

б) совершенствование программ для групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы; 

  • Обработка и анализ результатов диагностики, подготовка рекомендаций для учащихся, педагогов и родителей в направлении деятельности по адаптации учащихся
  • Анализ динамики и эффективности работы по направлениям «Сопровождение ФГОС НОО и ФГОС ООО».
  • Анализ литературы по проблемам развития и воспитания личности ребёнка в социально-бытовых условиях
  • Оформление документации педагога-психолога
  • Участие в конференциях, семинарах, курсовая подготовка в целях самообразования: 
  • Выступление на заседаниях ПМПк ОУ по темам: «Адаптация учащихся 1, 5,10 классов», «Мониторинг динамики развития детей, состоящих на учете в районной ПМПК», 
  • посещение тематической лекции для специалистов системы профилактики безнадзорности и правонарушений;
  • выступление на районных МО педагогов-психологов по теме «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся по ФГОС», «Особенности биоритмического цикла на развитие и состояние подростка», 
  • участие в районных  семинарах 
  • выступление на семинаре по преемственности ДОУ-школа по теме «Особенности готовности первоклассников к обучению в школе» 
  • Открытые психологические занятия показаны всеми педагогами-психологами.
  • Экспертная работа осуществлялась через приглашение в членство жюри конкурсов и комиссий таких как: 
  • Проведение служебного расследование в составе члена комиссии в Мулымской СОШ;
  • Оценка конкурсных работ среди психологов района. Эссе на тему: «Я и моя профессия»;
  • Заседание рабочей группы по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • Сопровождение участников конкурса «Учитель года»;
  • Наставничество студентов-практикантов по психологии во время прохождения учебной практики в МБОУМСОШ;
  • Сопровождение участников районной научно-практической конференции «Шаг в будущее»;
  • Членство в жюри  VII районной экологической конференции «Спасти и сохранить»;
  • Членство в районном  конкурсе рисунков и плакатов «Молодежь XXI века без наркотиков».
  • Эксперт в экспериментальной предметной неделе обучения третьеклассников.
  • посещение окружных вебинаров: «Толерантность», «Интегрированное обучение»
  • выступление на заседании круглого стола «Совершенствование системы межведомственного взаимодействия в решении вопросов профилактики суицидального поведения несовершеннолетних»
  • участие в окружной видеоконференции по добровольному наркотестированию подростков
  • выступление на общешкольном собрании среди родителей учащихся 9-11 классов по теме: «Выбор профессии это серьёзно»
  • розданы памятки родителям «Как помочь в выборе профессии своему чаду», «Как помочь своему ребёнку во время и накануне ЕГЭ, ГИА»
  • предоставлена информация на сайт школы по одарённости и профильности обучения.
  • выступление на РМО психологов с темой «Одарённый ребёнок. Удача или проблема»
  • проведение на районном семинаре по ЕГЭ и ГИА групповой консультации с учащимися 9, 11-х классов по теме «Волнуйтесь спокойно у Вас экзамены».
  • проведение районного родительского собрания по теме: «Влияние стилей родительского поведения на развитие ребёнка»

Экспериментальная деятельность по направлению «Преемственность ДОУ – Школа».

В параллели 1-ых классов была проведена следующая работа:

1. Определение готовности к школе Н.А. Овчаровой с целью прогноза и профилактики проблем обучения в начальной школе.

2. Определение уровня сформированности УУД в рамках введения ФГОС.

3. Определение уровня адаптации 

Параметры готовности позволяю выявить проблемные стороны развития детей при поступлении в школу.

Сравнительный анализ готовности первоклассников по годам

Учебный годГотовность детей к школьному обучению
Психологическая и социальнаяПознавательная
1-ый82%88%
287%95%
397%89%
497%93%
5 (2017г)95%94%

Отмечается положительная динамика в параметре готовности познавательной сферы дошкольников и отрицательная динамика в психологической и социальной готовности. Проведенные диагностические обследование обучающихся 1-х классов по уровню развития интеллектуальных данных, а так же сформированности УУД в рамках ФГОС позволяют спрогнозировать успешность обучения учащихся в классах. 

В среднем на начало года коэффициент успешности обучения среди учащихся 1-х классов составлял – 53%, на конец года – 61%. Динамика составляет – 8%. Эффективность деятельности прослеживается. 

Проанализировать особенности интеллекта ребенка (как общий уровень, так и операциональную структуру) и оценить степень сформированности мышления в понятиях, объем и качество произвольного внимания (концентрация, устойчивость, распределение, переключение), степень сформированности зрительно-моторной координации, адаптационные резервы. Все это необходимо для успешного обучения и дальнейшего полноценного развития ребенка в школе. 

Анализ средних показателей первоклассников по годам

Учебный годСформированность УУДАдаптационные резервыСформированностьмышленияКоэффициент успешности
196%15% (выс.уровень)53%
297%17%34%
345% -начало г.59%-конец года99%18%59%
443%- начало года84% — конец года98%31%44%
5-й 2017г.53%- начало года61% — конец года99%29%41%

В параллели 4-ых классов осуществлялась следующая работа:

Проведён мониторинг сформированности УУД при переходе в следующем учебном году данных учащихся в среднее звено обучения;

Выявлена динамика развития 4-х летнего цикла обучения по обучающим программам.

Данные результаты можно сравнить с результатами четырёхлетнего обучения.

Диаграмма 6. Высокий уровень интеллектуальных возможностей 

в % соотношении по классам и годам с … по …в динамики обучения в начальном звене 

По данной диаграмме можно судить и оценить насколько развито у детей, т.е. это такие параметры, как: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знак символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие.

Сформированность познавательных УУД это продукт обучения и научения во время всего  учебно-воспитательного процесса на протяжении начальной школы. Коэффициент успешности обучения высокий у учащихся 4б класса образовательная развивающая программа по которой работает данный педагог из года в год даёт стабильную положительную динамику. Данная программа является «мамой», если так можно сказать, внедряемым стандартам второго поколения, не нуждается в специальных знаках и должна быть принята как основная обучающая программа начальной школы. Учащиеся данного класса при обучении четырёх лет показали отличную динамику развития  28,5%. 

Можно отметить 4а класс, который даёт динамику  4%, а 4ж кл. даёт отрицательную динамику но всего лишь – 4%. Остальные классы не только не сохранили уровень высокого развития, но и потеряли учащихся с потенциалом успешного обучения. 

Можно отдельно выделить общие результаты по сформированности УУД  среди учащихся всей параллели.

Диаграмма 7. Общий показатель сформированности УУД

 учащихся  4-ых классов  на … учебный год.

Диаграмма 8. Общий показатель сформированности УУД

 учащихся  4-ых классов  на …. учебный год.

Из данной диаграммы видно, что высокий уровень за 2 года:

  • В личностных УУД – положительная динамика на 8%;
  • В коммуникативных УУД – отрицательная динамика на -9%;
  • В регулятивных УУД – отрицательная динамика на -6%;
  • В познавательных УУД – положительная динамика на 4%.   

 Общий средний показатель сформированности УУД в параллели:

  • За 20….уч.г. – 26, 25%;
  • За 20…уч.г. – 25,50%.

Таким образом: Динамика за год 0,75% — положительная; При сравнении динамики обучения учащихся за 4 года отметить работу педагогов: ФИО Учащиеся 4б класса показали динамику – 28,5%, что свидетельствует об эффективности данной развивающей образовательной программе.

Перспективная деятельность на следующий  учебный год:

  • организовать психолого-педагогическое сопровождение семиклассников с учетом введения ФГОС;
  • усовершенствовать коррекционно- развивающее направление работы с детьми состоящими в группах развития и на профилактических учётах;
  • преемственность дошкольных ОУ и школы;
  • просвещение по теме «мотивация» продителей и педагогов;
  • профилактика ЗОЖ