Наименование образовательной программы | Дополнительная общеобразовательная программа «Цветик — Семицветик» |
Реализуемый уровень образования | Дополнительное образование детей |
Форма обучения | Очная |
Нормативный срок обучения | Один год |
Наименование образовательной программы | Психологические занятия с дошкольниками «Цветик — Семицветик» |
Описание образовательной программы | Рабочая программа предусматривает содержание и организацию психологического процесса и направлена на создание условий для естественного психологического развития ребенка. В основу разработки настоящей рабочей программы легли следующие документы: Закон «Об образовании РФ»; «Конвенция о правах ребенка»; Этический кодекс психолога; Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка» Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655; СанПиН; Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 г. №2562; «Цветик — семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников» под редакцией Н.Ю. Куражевой; «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» под редакцией Н.Ю. Куражевой и Козловой И. А. и Роньжиной А.С «Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет» под редакцией Куражева Н.Ю. Козлова И.А.. Содержание программы строится на идеях развивающего обучения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития. Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту. Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности. Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий. |
Информация об учебном плане | Программа рассчитана для детей от 3до 7 лет. Срок реализации один год. Программа предполагает проведение двух занятий в неделю. Длительность одного учебного часа в подготовительной группе 30 минут, старшей группе 25 минут, в средней группе 20 минут, младшая 15 минут. Общее количество учебных занятий в год — 80. |
Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы) | Новизна программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течение каждого года. Основная идея работы – интеграция и систематизация психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога ДОУ. Цель программы: Создание условий для естественного психологического развития ребенка. Задачи: Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения. Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе. Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе. Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления. Формирование позитивной мотивации к обучению. Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения. Основные направления работы: Диагностическое. Коррекционно–развивающее. Консультативное. Просветительское и профилактическое. Содержание программы реализуется, ориентируясь на следующие принципы: — принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; — сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости; — принцип соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности; — принцип обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста; — принцип построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми; — решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; — принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; — соответствие комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса; — принцип регионализма – учет региональных особенностей и традиций; — принцип приоритетности эмоционально-чувственного развития, как основы духовно-нравственного воспитания. Основными методами формирования психологического здоровья и всестороннего развития детей являются: психогимнастика; упражнения; психологические игры; этюды; решение проблемно-практических ситуаций; элементы арттерапии; игры-драматизации; подвижные игры; чтение и анализ сказок; беседы и др. Работа с детьми осуществляется в: — индивидуальной; — групповой формах. |
Информация о календарном учебном графике | Длительность одного учебного часа в подготовительной группе 30 минут, старшей группе 25 минут, в средней группе 20 минут, младшая 15 минут. Общее количество учебных занятий в год — 80. Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога. Построение программы для каждого возраста ориентировано на удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному периоду детства, и основано на развитие ведущего психического процесса или сферы психики. В частности: Вторая младшая группа — восприятие; Средняя группа – восприятие, эмоциональная сфера; Старшая группа — эмоциональная и коммуникативная сфера; Подготовительная группа- личностно-волевая сфера. Занятия на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), а также на развитие волевой и психофизиологической сферы подобрано в соответствии с темами занятий. Занятия проводятся в помещении с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил. |
Информация о методических и иных документах, разработанных учреждением для обеспечения образовательного процесса, о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных образовательных программ | Данная программа разработана и сертифицирована на базе кафедры психологии ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» (г. Нижний Новгород). Программа прошла апробацию на базе НОУ «ОЦ «ДИВО» (г. Нижний Новгород), СРЦН «Надежда» (г. Нижний Новгород), НОУ «Букваренок» (г.Москва). Одобрена Министерством образования РФ как программа комплексного сопровождения психического развития детей дошкольного возраста. Рекомендована к использованию в работе психолога с детьми 3-7 лет в рамках дошкольных образовательных учреждений. Программа издана в виде отдельных книг по каждой возрастной группе (издательство «Речь», СПб — Москва): «Цветик-Семицветик» программа психолого-педагогических занятий для дошкольников (3-4 лет). «Цветик-Семицветик» программа психолого-педагогических занятий для дошкольников (4-5 лет). «Цветик-Семицветик» программа психолого-педагогических занятий для дошкольников (5-6 лет). «Цветик-Семицветик» программа психолого-педагогических занятий для дошкольников (6-7 лет). Приложением к данной программе служат рабочие тетради на печатной основе для каждой возрастной дошкольной группы (издательство «Речь», СПб). |
Численность учащихся по договорам об образовании за счет средств физических и юридических лиц (дополнительная образовательная программа) | 62 |
Язык, на котором осуществляется образование (обучение) | русский |
Дополнительная общеобразовательная программа «Цветик-семицветик»