Дополнительная общеобразовательная программа «Ручеек звуков»

Реализуемый уровень образования

Дополнительное образование детей

Форма обучения

очная

Нормативный срок обучения

2 года

Наименование образовательной программы

Дополнительная общеобразовательная программа «Ручеек звуков»

Описание образовательной программы

Программа составлена на основе: 

  • Федерального государственного  образовательного стандарта дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от  17.10.2013 г. № 1155)       
  • Закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • программно-методических рекомендаций Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой,  Г. В. Чиркиной «Обучение детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи».   

Содержание составлено с учётом возрастных особенностей детей 4-6 лет и в соответствии с СанПин 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 (требования к организации режима дня и учебных занятий).

Задачи и содержание коррекционного обучения детей 4-6 лет с ОНР и ФФН определяются с учетом потенциальных возможностей детей, выявленных при логопедическом обследовании, и соотносятся с общеобразовательными требованиями, представленными в «Программе  воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

Цель: Коррекция речевого развития детей  с недостатками в звукопроизношении, формирование    полноценной звуковой стороны речи.

Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Для предотвращения всех этих «неприятностей» необходимо как можно раньше выявить дефекты речи ребенка, так как своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности, которые могут возникнуть из-за дефектов речи.

Необходимый объем помощи ребенку с нарушениями речи зависит от характера диагноза. Дети с наиболее тяжелыми нарушениями речи нуждаются в продолжительной систематической помощи специалиста.

Эффективность коррекционной работы с такими детьми направлена на преодоление у них речевых нарушений путем проведения индивидуальных занятий и обеспечивается ранним их началом и регулярностью их проведения. Организация, структура логопедических занятий, использование методических приемов зависят от диагноза, установленного специалистами и от уровня нарушения звукопроизношения.

Основной принцип работы по формированию произносительных навыков у детей – принцип индивидуального подхода. При этом не исключается и подгрупповая форма организации занятий, особенно на этапе подготовки артикуляционного аппарата и автоматизации звука в речи.

Информация об учебном плане

Программа «Ручеек звуков»  разработана для детей 4–6 лет с  нарушениями  звукопроизношения и  фонематического  восприятия

Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы)

Основой планирования коррекционной работы является индивидуальный подход. Лексический и дидактический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей 4-6 лет, при этом во внимание принимаются зоны ближайшего развития ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.      

С первых занятий по автоматизации звука и до полного завершения работы над каждой фонемой широко используется для проговаривания детьми наглядный материал: отдельные картинки и серии картин, всевозможные лото, картинное домино. Это помогает поддерживать у детей интерес к занятиям, концентрировать их внимание, вызывает положительные эмоции, а значит, способствует достижению наибольшего эффекта.

Основные  задачи логопедической работы по коррекции звукопроизношения:

  • Развивать слухоречевое внимание, память, восприятие;
  • Вырабатывать правильные артикуляционные уклады (формировать и развивать артикуляционную моторику);
  • Вырабатывать правильное речевое дыхание;
  • Развивать интонационную выразительность речи;
  • Совершенствовать фонематический слух путем формирования умения различать на слух фонемы родного языка;
  • Обучать правильному произношению звуков раннего  и среднего онтогенеза: вызывание отсутствующих звуков, их автоматизация и дифференциация;
  • Формировать слоговую и ритмическую структуру речи;
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Стимулировать речевую активность детей;

Информация о календарном учебном графике

Продолжительность коррекционной работы определяется индивидуально для каждого ребенка. Занятия проводятся два раза в неделю. Первые три занятия отводятся для углубленной диагностики. 

  Продолжительность одного занятия 30 минут.

Информация о методических и об иных документах, разработанных учреждением для обеспечения образовательного процесса, о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных образовательной программой

Богомолова А.И. Логопедическое  пособие для занятий с детьми.- М, Просвещение, 1996.

Голубева Г. Г.Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников.-  Санкт – Петербург, «Союз», 2000.

Бочарова О. И. Логопедия. Средняя группа. Разработка занятий., — Волгоград,  ИТД «Корифей», 2009.

Коноваленко В.В, Коноваленко С.В.  Индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения.- Краснодар, 1994.

Пожиленко Е. А. Методические рекомендации при постановке у детей звуков ,- Санкт – Петербург ,«КАРО», 2006.

Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов,- М, «Владос»,1999.

Стенина Н. Ф. Особенности логопедической работы с детьми дошкольного возраста с диагнозом «Стертая форма дизартрии», — Екатеринбург, 1997г.

Степанова О. А. Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов:справочное пособие, — М.: ТЦ Сфера, 2008.

Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики для дошкольников с нарушениями речи.- М, Гном и Д, 2001.

Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись говорить правильно.- М, Просвещение,1979

Филичева Т.Б, Чевелева Н.А, Чиркина Г.В. Основы логопедии.- М, Просвещение, 1989

Филичева Т. Б.,Туманова Т. В., Чиркина Г. В.Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации, — М. «Дрофа»,2009.

Нищев Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР, — Санкт – Петербург, «Детство Пресс», 2007.

Численность учащихся по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц (дополнительная образовательная программа)

31

Язык, на котором осуществляется образование (обучение)

русский

Годовой календарный график Индивиз.занятия

Учебный план Индивидуальные занятия с логопедом

Программа Ручеек звуков

11 января, 2018 by admin